ПП 153 или ЭРА (АСН или УВЭОС) ?
Уважаемые перевозчики!
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2018 года № 153 (ПП153), в соответствии с которыми был создан прибор FORT-112EG-M, у перевозчиков появились вопросы, как по оборудованию, так и по порядку оснащения этим прибором транспортных средств.
В связи с этим, предлагаем вам ознакомиться с выдержками по материалам из цикла статей Руководителя проектов завода-производителя АСН и УВЭОС Форт-Телеком – Валерия Машкина.
Что это за прибор FORT-112EG-M?
В первую очередь, прибор FORT-112EG-M проектировался и создавался как устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) второго поколения. Продолжая традиции первого поколения, в него была заложена функция мониторинга передачи данных на телематические сервера для мониторинга транспорта. Таким образом, FORT-112EG-M должен иметь полный функционал, указанный в п. 118 Технического регламента таможенного союза № 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018).
Коротко по функционалу УВЭОС: УВЭОС – это устройство, которое должно отправить в центр обработки вызовов минимальный набор данных в случае ДТП (предусмотрен ручной режим работы и автоматический). Для легковых автомобилей (категория М1) предусмотрено автоматическое определение факта ДТП при ударе и опрокидывании. Для колёсных транспортных средств (ТС), не входящих в категорию М1 предусмотрено автоматическое определение ДТП только при опрокидывании.
Для справки.
Производителей УВЭОС существует довольно много, как зарубежных, так и российских. Но на сегодняшний день функционал передачи данных на телематические сервера реализован пока только в моделях FORT-112EG и FOER-112EG-M. Передача данных может осуществляться как в протоколе EGTS, так и в нашем «родном» протоколе FORT11x.
УВЭОС начинает работать ТОЛЬКО в случае ДТП (ручное или автоматическое определение факта ДТП), всё остальное время оно находится в режиме «ожидания». Нормативными техническими документами предусмотрено, что производитель оборудования может ввести в конструкцию УВЭОС другие, дополнительные функции. Основываясь на этих допущениях, наша компания добавила функционал передачи данных на телематические сервера для организации спутникового мониторинга транспорта, который давно уже используется в обычных терминалах.
Отличие по режимам работы УВЭОС и АСН.
УВЭОС срабатывает и передаёт минимального набора данных (МНД) только в случае ДТП, всё остальное время оно находится в «спящем» режиме и контролирует только уровень доступности сетей GSM, ну и конечно же те датчики и входы терминала, с которых ожидается приход сигнала о ДТП.
АСН, в отличие от УВЭОС, постоянно (через настроенные заранее периоды времени) передаёт информацию на телематические сервера о своём местоположении и состоянии подключенных датчиков и устройств. Всё, как с обычным телематическим терминалом.
Чем же АСН отличается от обычных терминалов?
В п.6 ТР ТС 018 введено определение для АСН:
"аппаратура спутниковой навигации" - аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6)
Технические требования к АСН приведены также в ТР ТС 018, но уже в п. 117:
117. |
Аппаратура спутниковой навигации |
Правила ЕЭК ООН N 10 - 03. Должны обеспечиваться: наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800; возможность обновления информации, хранящейся на персональной универсальной многопрофильной идентификационной карте абонента, по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800; возможность осуществления голосовой связи в режиме громкой связи по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800; индикация состояния аппаратуры; возможность передачи и приема информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800 посредством пакетной передачи данных или коротких текстовых сообщений; возможность использования интерфейсов RS232, RS485, CAN и USB для обмена данными с внешними устройствами и наличие не менее двух дискретных и двух аналоговых входов; определение местоположения транспортного средства с погрешностью не более 15 м по координатным осям и скорости транспортного средства с погрешностью не более 0,1 м/с при доверительной вероятности 0,95; объем внутренней энергонезависимой памяти, обеспечивающий запись: для транспортных средств категории M - не менее 150 000 последовательно зарегистрированных событий; для транспортных средств категории N - не менее 20 000 последовательно зарегистрированных событий; сохранение во внутренней памяти сообщений, которые не удалось передать по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, и передача этих сообщений при восстановлении связи. |
(п. 117 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6)
Если рассмотреть эти требования и сравнить с характеристиками присутствующего на рынке телематических терминалов оборудования, то можно увидеть, что большинство терминалов соответствуют этим требованиям. Можно ли тогда их применять в качестве АСН? Увы, нельзя.
В Постановлении Правительства РФ от 13 февраля 2018 года № 153 (ПП153) чётко прописано, какое оборудование можно применять для оснащения ТС, осуществляющих пассажирские перевозки (ПП) и перевозки опасных грузов (ОГ).
«…….3. Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
а) соответствует требованиям технического регламента;…..»
В данном случае идёт отсылка на ТР ТС 018/2011 года. Каким же образом проверить, соответствует ли какое-либо оборудование требованиям ТР ТС 018/2011 года, и, соответственно ПП153?
Всё довольно просто.
В самом начале ТР ТС 018/2011 имеется такой абзац:
«…..2.1. Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (прилагается)….»
Открываем прилагаемый перечень и находим следующую информацию:
Таким образом, становится понятно, что АСН может являться только то оборудование, которое соответствует требованиям указанных ГОСТ. Методики и правила проведения испытаний указаны в другом приложении к ТР ТС 018/2011, но это уже касается аккредитованных испытательных лабораторий, которые проводят соответствующие испытания.
При успешном окончании испытаний на такое оборудование выпускается сертификат соответствия, который в обязательном порядке публикуется на сайте Росстандарта.
Аппаратурой спутниковой навигации может являться любой телематический терминал, прошедший испытания по указанным в ТР ТС 018 ГОСТ и имеющий соответствующий сертификат соответствия требованиям ТР ТС 018.
На момент написания данной статьи прошли испытания и были выпущены сертификаты только для двух типов АСН:
В ближайшее время ожидается появление ещё 1-2 типов АСН от других производителей оборудования.
АСН – FORT-112EG-M
Вернёмся к рассмотрению технических характеристик нашего прибора FORT-112EG-M.
При производстве терминала FORT-112EG-M в плату впаивается сим-чип, в который программным способом «залит» профиль виртуального оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС, АО ГЛОНАСС. Назовём его условно «профиль АСН». Это необходимо для того, чтобы различать профиль, «заливаемый» в сим-чип для устройств вызова экстренных оперативных служб (условно назовём его «профиль ЭРА»).
Устройство вызова экстренных оперативных служб FORT-112EG |
Аппаратура спутниковой навигации FORT-112EG-M |
|
|
|
|
На фото, указанных выше мы видим, что на обеих платах присутствуют как сим-чим, так и свободные сим-холдеры, предназначенные для установки сим-карт.
В случае с УВЭОС FORT-112EG в сим-чип «залит» профиль ЭРА, в случае с АСН FORT-112EG-M – «залит» профиль АСН. Внешне сим-чипы ничем друг от друга не отличаются, и определить, какой же профиль «залит» невозможно.
Узнать цену или купить FORT-112EG-M вы можете в нашей компании.
ВНИМАНИЕ!
Если у Вас терминал, выпущенный в ноябре 2018 года (см. технический паспорт, дату выпуска терминала) – то в ноябрьской партии впаянный сим-чип не содержит профиля. Он «пустой». Необходимо приобретать сим-карту у ООО «ГЛОСАВ» или их субагентов, вставлять её в свободный сим-холдер и настраивать на вкладке SIM1, оставляя вкладку SIM2 – не заполненной.
Регистрация на сайте ООО «ГЛОСАВ»
После установки прибора ЭРА Глонасс и его настройки владелец ТС должен заполнить необходимые документы и направить их в ООО «ГЛОСАВ», которое является агентом АО ГЛОНАСС по проведению процедур внесения данных в систему. Инструкция для владельца ТС находится на сайте АО ГЛОНАСС (https://aoglonass.ru/postanovlenie-rf-153/).
Для внесения данных в систему потребуется следующая информация:
IMEI – идентификационный номер GSM модема.
ICCID – идентификационный номер сим-чипа (для ноябрьской партии – номер сим-карты, которую необходимо приобрести у ООО «ГЛОСАВ» или их субагентов).
IMEI и ICCID сим-чипа нанесены на наклейке терминала, кроме того, дублируются на наклейке в паспорте на терминал.
|
|
В случае, если у Вас терминал АСН с датой выпуска ноябрь – то необходимо регистрировать ICCID сим карты, которую нужно получить у субагента ООО «ГЛОСАВ».
|
|