Мониторинг транспорта в Москве от разработки и монтажа систем до аналитики
Пн-Пт 9.00-18.00

Способы саботажа систем спутникового мониторинга и противодействие им

Многолетний опыт внедрения систем спутникового мониторинга транспорта нами и нашими дилерами раскрывает множество способов саботажа и дискредитации систем.

На всех этапах разработки оборудования и ПО, интеграции решения, мы стараемся предупредить все известные способы саботажа и дискредитации систем. В этой статье мы постараемся рассмотреть основные примеры противодействия со стороны водителей, и объяснить, каким образом бороться с ними штатными методами системы FORT.

Эффективное внедрение системы по зависит не только от нас, как от разработчиков, но и от руководящего состава оснащаемого системой предприятия. Водитель, противодействующий системе, должен быть наказан, ведь в случае равнодушия руководства даже самая дорогая система окажется неэффективной.

Как правило, первые два-три месяца после внедрения системы водители проявляют своё негативное отношение, совершают акты саботажа и пытаются обвинить систему мониторинга во всех «грехах», происходящих с техникой. При правильно построенной системе штрафов и вознаграждений и надлежащей дисциплине через довольно короткий промежуток времени система FORT становится неотъемлемой частью функционирования транспортного подразделения предприятия.

Рассмотрим самые распространенные примеры саботажа и попробуем разобраться, как именно их предотвратить и, если это невозможно, выявить и нейтрализовать.

1. Диспетчер.

В системах мониторинга транспорта, как и в любых других системах контроля, очень важным остается человеческий фактор. Как бы не автоматизировали разработчики процессы контроля (закрытый доступ к данным, автоматическая отправка отчетов на e-mail руководителю предприятия), главным связующим звеном остается Диспетчер. Человек, который будет напрямую работать с системой контроля. Первое, что от него требуется — это честность, принципиальность и независимость от водителей. Во-вторых, это должен быть компетентный человек, понимающий, как работает система мониторинга, как анализировать информацию из системы и как контролируемые им водители будут пытаться ее обмануть.

2. Воздействие на питание прибора.

Система FORT обеспечивает класс защиты 3 по питанию в соответствии с ГОСТ 28751-90, что позволяет бортовым терминалам выдерживать скачки напряжения в электросети автомобиля до 100В. Это полностью исключает случаи выхода из строя терминалов даже при неисправном реле-регуляторе или других элементов бортового оборудования.. Возможна так же установка дополнительного фильтра питания, используя который, терминал становится защищённым от бросков напряжения до 1кВ. Поэтому должны вызывать подозрения регулярные выходы из строя оборудования у одного и того же водителя. Ещё более подозрительно, когда оборудование исправно работает при нахождении автомобиля на территории автопарка и выходит из строя на выезде.

3. Приём спутников и воздействия на GSM или ГЛОНАСС антенну.

Терминалы серии FORT не поддаются никаким внешним электромагнитным воздействиям, поэтому не имеет смысла воздействовать на него магнитами и т.п. Тем не менее, возможно физическое воздействие на спутниковую антенну: закрыть её каким-либо материалом, препятствующим прохождению радиоволн, к примеру, фольгой. Такой вид противодействия системы однозначно обнаруживается диспетчером, который заметит резкое пропадание сигнала. Очень маловероятно событие, когда все спутники пропадут сразу. Обычно видимое количество спутников при плохом приёме уменьшается постепенно. Исчезновение одновременно всех спутников есть индикатор воздействия на антенну.

Дополнительно при анализе ситуации надо принять во внимание видимость диспетчером других объектов мониторинга в этом же регионе. Исключена ситуация, когда при прочих равных условиях одни объекты видны, а другие – нет.

4. Воздействие на GSM антенну

Такое воздействие приводит, к тому, что в on-line мониторинге объект становится невидимым. Это может быть связано не только с противодействием системе, но и с проблемами у оператора связи или движением на закрытых стоянках и т.п. Не стоит сильно беспокоиться о кратковременных пропаданиях GSM (GPRS) данных. Даже если в этом виноват не оператор, а водитель – данные с координатами и телеметрией будут сохранены в «Чёрном ящике» бортового терминала и автоматически переданы в диспетчерский центр, как только связь восстановится.

5. Дискредитация систем контроля топлива.

Здесь мы не будем рассматривать случаи, когда обрезают проводов датчиков уровня топлива или воздействуют на их питание. Все эти случаи диагностируются как минимум при простом осмотре автомобиля. Есть ряд способов, с помощью который водительский состав пытается обмануть системы контроля топлива. Самым распространенным способом обмана датчиков уровня является «медленный» слив топлива. В этом случае топливо сливается не сразу (такой акт будет сразу же зафиксирован программой FortMonitor), а медленно, во время работы техники. Идеальным способом борьбы с такими случаями является установка топливных расходомеров. Есть и более дешевый способ – посадить на одну смену рядом с водителем принципиально не заинтересованное лицо. В результате этой смены выяснится цифра нормарасхода для конкретного автомобиля. Тогда любое потребление топлива свыше нормы при тех же условиях можно идентифицировать как слив и соответствующим образом наказывать водителя