Мониторинг транспорта в Москве от разработки и монтажа систем до аналитики
Пн-Пт 9.00-18.00

Критерии выбора спутниковой навигационно-диспетчерской системы

Выбор базовой системы для реализации какого-либо проекта всегда была и будет задачей оптимизационной. С одной стороны, имеется небезграничный бюджет проекта, а с другой - базовая система должна быть качественной, масштабируемой и достаточно функциональной, чтобы не превращаться в ещё одну «головную боль» на предприятии.

Подходы в выборе системы спутникового мониторинга могут быть различными для различных категорий пользователей. Однако, как показывает опыт общения с дилерами, установщиками и организациями, эксплуатирующими спутниковые навигационные системы, проблемы, с которыми они сталкиваются, во многом схожи, поэтому их опыт уже можно обобщать и использовать.

Надеемся, что даже самая общая информация, содержащаяся в этой статье, поможет Вам, если Вы делаете первые шаги в области спутниковых навигационных систем.

Производитель системы.

При выборе системы очень важно найти компанию - производителя, которой можно доверять. Т.е. это должна быть финансово устойчивая компания с четко организованным производством, работающая официально, одним словом, приличная. Все это убережет от ситуации, когда компания "однодневка", состоящая из 2-3 человек, разваливается, а Вы остаетесь без возможности технической поддержки и гарантийного/послегарантийного ремонта. Обратите внимание на сайт компании, качество его оформления и доступность изложения, внимательно изучите раздел «О компании» (желательно срок существования компании не менее 2-3 лет), найдите место её расположения (не частная ли квартира?), обратите внимание на наличие стационарных телефонов и факса, а также графика работы офиса. Если приехать и познакомиться с компанией воочию сложно, то хотя бы позвоните туда, Вы многое поймёте из разговора.

Конечно, это всё очень напоминает инструкцию по безопасности, но начинать лучше всего именно так.

Функциональность бортового оборудования.

1. GPS (ГЛОНАСС) модуль. От точности его работы зависит точность выдаваемого трека и качество работы прибора в целом. Для потребителя важны такие аспекты работы GPS/ГЛОНАСС модуля как количество каналов и устойчивость приёма прямого и отраженного сигнала. Ради экономии некоторые производители используют совмещенные модули GSM/GPS, что существенно отражается на точности данных. Более подробно об известных GPS модулях можно прочесть в нашей статье "Тестирование GPS модулей". Вы всегда можете поинтересоваться у производителя, какой модуль GPS или ГЛОНАСС он использует.

2. GSM/GPRS модуль. Подавляющее большинство производителей бортовых навигационных терминалов используют модули SIM-300 или SIM-900. Применяют также модули Telit и BenQ. Все они неплохо себя зарекомендовали. Однако, важен не столько тип применяемого модуля, сколько стабильность его работы и отсутствие зависаний, которые, в основном, определяются встроенным программным обеспечением терминала. Как правило, если продукт недавно на рынке (менее 1 года), то зависания неизбежны.

Задавать вопрос производителю или его дилеру о наличии зависаний бессмысленно. Единственный выход – взять прибор в опытную эксплуатацию и провести его испытания. Рекомендуем проводить испытания в различных режимах работы, может быть даже таких, которые редко встречаются в повседневной практике (стрессовое тестирование). Режимы нужно выбирать с учётом: различных периодов посылки пакетов на сервер, передачей внеочередных пакетов, отсылкой SMS по любому «удобному» случаю, «засыпанием» и пробуждением прибора: словом всё, что возможно сделать согласно техническому руководству на терминал.

3. Энергонезависимая память. За очень редким исключением такая память есть в терминалах любой модели (исключение могут составлять «маячки» и некоторые носимые трекеры). Она необходима для того, чтобы в случае пропадания GSM сети данные скапливались в «черном ящике». Содержимое «чёрного ящика» передается на сервер при первом появлении сети. Часто в рекламных объявлениях можно прочитать следующее: «память на 30 суток» или «черный ящик на 999999 точек». Всё это «пустой звук», потому что далеко не всегда запись содержит всю телеметрию, показания датчиков и т.п. Довольно часто, говоря о таких цифрах, недобросовестные производители лукавят, скрывая, что в «черный ящик» пишутся только координаты. Форт-Телеком и наши партнеры-интеграторы считают, что в независимости от состояния сети, клиент должен получать данные в полном объеме, потому что именно полноценные данные можно конвертировать в сэкономленные литры топлива.

4. Входы и выходы терминала. При выборе системы мониторинга необходимо четко понимать, какие задачи Вы собираетесь решать с ее помощью. Если основная задача - контроль перемещения, то входы/выходы для Вас маловажный параметр. Если Вам важен учет залитого\слитого топлива или нужно контролировать температуру рефрижератора, то Вам достаточно одного - двух аналоговых входов. Если необходим контроль реально выработанного топлива, вы планируете использовать проточные расходомеры, вам необходимы входы, позволяющий вести учет входных импульсов. Если необходимо дистанционно включать какой-либо исполнительный механизм - необходимы управляемые выходы. В итоге для возможности реализации комплексной системы необходимо большое количество входов и выходов. Терминалы серии FORT имеют широкие возможности для реализации комплексных проектов, благодаря большому количеству аналоговых и цифровых входов / выходов приборов. Определите набор датчиков и дополнительных устройств, которые Вы планируете подключать к терминалу, и как следствие определите количество и типы нтерфейсов, которые Вам необходимы. В этом Вам помогут следующие наши статьи "Датчики контроля расхода топлива" и "Дополнительное оборудование систем мониторинга".

Функциональность программного обеспечения.

1. Встроенное ПО бортового плока. Бортовое оборудование может применяться на различных объектах и требования к его поведению на борту автомобиля могут быть различными. Кому-то требуется только слежение, кто-то нагружает блок функциями охраны, да ещё с глушением двигателя при угоне, кому-то нужно круглосуточное получение координат, а кому-то ночная информация во время стоянки не представляет интереса. Одним словом, сценарий поведения терминала на борту автомобиля может очень сильно отличаться от клиента к клиенту. Важно при выборе системы выяснить, как гибко Вы сможете менять настройки прибора. Продумайте, что Вы хотите от него получить.

Для обеспечения гибкости в терминалах FORT имеется программное обеспечение FortConfigurator, которое позволяет пользователю, оперируя такими понятиями как «Событие», «Действие на событие», «Таймер» и т.п., объяснить блоку почти «на простом русском языке», что Вы от него хотите. Настройки могут быть изменены в блоке диспетчером или инсталлятором системы дистанционно.

2. Программное обеспечение диспетчерского центра. Это отдельная и большая тема, которую трудно вместить в рамки настоящей статьи. Обратите внимание на полноту отчётов, возможность работы с различными картами, на сервисные функции при работе с картами, «красивость» интерфейса, изучите демоверсию, если она есть. Обратите внимание на наличие отраслевых решений, т.к. часто оптимальный способ представления информации, например, для строительной техники и транспортно - логистической компании различны. Выясните у поставщика политику распространения программного обучения: платно / бесплатно, продажа лицензий, есть ли возможность поддержки терминалов других производителей.

Интересной является информация о развитии программного обеспечения. Посмотрите на сайте поставщика: есть ли информация о введении новых версий программного обеспечения, в связи с чем они введены (исправление ошибок, новый функционал, и то и другое). Развивающийся софт говорит об активной жизни системы.

Однако, полное представление о программном обеспечении можно получить только в процессе опытной эксплуатации или испытаний образца терминала. Только так можно убедиться насколько удобно, функционально и подходит Вам программное обеспечение.

Защищённость системы

Учитывая, что основными носителями рассматриваемых систем являются автомобили, то и к самой конструкции бортового оборудования предъявляются особые требования. В первую очередь, способность обеспечить работоспособность установленной внутри устройства электронной схемы, в условиях повышенной вибрации, возможных значительных перепадах температур, других отрицательных факторов, присущих автотранспортным средствам.

Немаловажным является устойчивость прибора к перепадам напряжения в бортовой сети. При неисправном реле-регуляторе скачки в бортовой сети автомобиля могут достигать 150-200В. В автопарках, состоящих из отечественных автомобилей такие случаи не редкость. Помимо затрат на замену самого прибора (которые как правило несет интегратор), клиент теряет деньги на простое автомобиля (замена бортового прибора), это повышает «цену владения» системой. Терминалы серии FORT соответствуют классу защиты 3 ГОСТ 28751-90, а при установке дополнительного фильтра питания – классу защиты 4, что позволяет выдерживать скачки напряжения до 1кВт. Именно поэтому мы не рекомендуем приобретать дешевые приборы, не обладающие должными схемами защиты по питанию — в конце концов, Вы больше потеряете. Подробнее см. статью «Наше отличие».

Лицензии и сертификаты

Это важный аспект в выборе базовой диспетчерской навигационной системы. Существуют два типа сертификации: обязательная и добровольная. Возможно также получение декларации соответствия, что для некоторых видов продукции (в том числе для GSM навигационных терминалов) имеет равные права с сертификатом. К обязательной, по нашему мнению, для этого вида продукции является сертификация в Мининформсвязи России и/или ГОСТ-Р. Пожарный сертификат, санитарный сертификат и пр. могут понадобиться для некоторых тендеров.

Наличие сертификатов у системы является индикатором времени существования системы на рынке и количества её внедрений. Сертификация стоит времени и денег, поэтому производители идут на неё, когда дальнейшее продвижение молодой системы без этого невозможно.

Сопровождение системы и техническая поддержка

Техническая поддержка важна при внедрении технически сложной продукции, каким является диспетчерская навигационная система. Обратите внимание как общаются с Вами, насколько терпеливо отвечают на вопросы, есть ли система регистрации запросов. И здесь опять незаменимую поддержку Вам окажет опытная эксплуатация хотя бы одного образца.

Гарантийный и послегаранитийный ремонт

Важно, чтобы гарантийный, негарантийный, послегарантийный ремонт выполнялись в срок, и процедура их выполнения была проста и понятна. В Форт-Телекоме применяется процедура предоставления актов обследования всего, что поступает на ремонт, с указанием причин отказа, сроков и цены ремонта. А чтобы техника клиента не оказалась на период ремонта вне контроля, на время ремонта предоставляется оборудование из подменного фонда. Срок ремонта не превышает 5 суток